Стартовая диагностика первоклассников
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования деятельность школы должна быть направлена на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения». Без получения объективной и надежной информации о ресурсах и дефицитах каждого ребенка эта задача не может быть реализована.
Кроме того, без данных об уровне готовности учащихся к школе невозможно достоверно оценивать индивидуальные учебные достижения учеников, динамику их образовательных результатов, являющуюся, согласно ФГОС, ключевым параметром оценки эффективности работы педагогов и качества образования в целом, и принимать обоснованные управленческие решения. Поэтому планируется, что стартовую диагностику общей готовности к обучению в школе по утвержденному перечню методик в крае будет проходить большинство детей, поступивших в 1-й класс. Результаты стартовой диагностики не должны влиять на зачисление учеников в школы и конкретные классы, но должны послужить основой для построения индивидуальных программ их психолого-педагогической поддержки в самом начале обучения.
Методика оценки готовности к школе, как и методики оценки образовательных достижений учащихся в конце 1-го класса, передаются в образовательные учреждения как инструмент внутришкольного оценивания в рамках ФГОС. Результаты этих процедур не будут предметом внешнего контроля.
Для проведения диагностики образовательное учреждение должно получить согласие родителей первоклассника на участие в этой процедуре и на обработку персональных данных – в свободной форме, утвержденной образовательным учреждением.
Школы, участвующие в стартовой диагностике, самостоятельно тиражируют полученные от ЦОКО в электронном виде измерительные материалы, проводят тестирование первоклассников по методикам «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква», адаптированным для массовых замеров, проводят анкетирование родителей и педагогов, заполняют на основе данных медицинских карт и наблюдений педагогов за процессом вхождения учеников в школьную жизнь электронные карты первоклассника, переносят в электронные формы первичные результаты тестирования учеников и данные опроса родителей, после чего направляют заполненные электронные формы муниципальным координаторам для передачи в ЦОКО. ЦОКО обрабатывает полученные данные, строит профили адаптации/дезадаптации к школьному обучению каждого участвующего в диагностике ученика и класса и направляет эти результаты муниципальным координаторам для передачи в школы.
Аналогичное обследование этих же учеников, оценивающее то, как прошла их адаптация к обучению, предполагается в конце 1-го класса (конец апреля – май). Этот этап включает анкетирование родителей и педагогов, заполнение карт первоклассника, проведение психологического тестирования и проверочных работ по русскому языку, математике и чтению. В итоге школа получает профили, отражающие динамику образовательных достижений учащихся 1-го класса.
Научно-методическое и технологическое обеспечение диагностики разработано Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (ИСМО РАО, г. Москва) по заказу Рособрнадзора.
Письмо УО_№15-1115 от 09.09.2020_Об организации СД1
Письмо УО№ 15-1191 от 03.09.2021_Об участии в СД1
Приказ № 252 от 12.09.2022_об участии в мониторинговом исследовании