Дошкольное образование
По состоянию на 01.09.2022 в системе образования г. Зеленогорска действует 17 дошкольных образовательных учреждений и 3 дошкольные группы при МБОУ «СОШ № 163».
Всего дошкольное образование в 2022-2023 учебном году получают 2610 детей дошкольного возраста, из них 552 ребенка в возрасте до 3 лет.
С октября 2012 года на территории Красноярского края функционирует автоматизированная информационная система «Прием заявлений в учреждения дошкольного образования» (АИС), что делает процесс комплектования детских садов максимально прозрачным для населения. Использование системы АИС позволяет обеспечивать регулярное проведение мониторинга движения контингента воспитанников, анализ и прогноз потребности населения в услугах дошкольного образования. Последние годы родители стали активнее использовать возможность подачи заявления в детский сад через электронные порталы. В 2022 году более 70% всех заявлений о постановке на учет в детский сад подано в электронной форме.
Основными целями системы образования, в том числе дошкольного, являются:
- сохранение и развитие доступного качественного дошкольного, общего и дополнительного образования, соответствующего потребностям жителей города и перспективным задачам развития города, края, России в условиях реализации национального проекта «Образование»;
- создание в городе образовательной среды, соответствующей современному информационно-технологическому укладу и обеспечивающей становление инициативной, ответственной личности, способной к успешной самостоятельной деятельности;
- обеспечение принципа информационной открытости и социального партнерства, расширение участия общественности, предприятий города в развитии образования, реализация совместных образовательных проектов;
- создание условий для непрерывного профессионального развития педагогов, инновационной деятельности образовательных учреждений в соответствии со стратегическими задачами.
На решение задачи создания в детских садах образовательной среды, соответствующей современным требованиям, направлены следующие мероприятия:
- поддержка инновационного развития детских садов через:
работу городских базовых площадок по приоритетным направлениям дошкольного образования (д/с №№ 14, 16, 17, 18, 21, 26, 29);
участие в краевых СМО (д/с 18), федеральных инновационных площадках (АНО ДПО «Национального института качества образования» по - д/с №№ 13, 14, 23, 24, 26, 27; АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» - д/с №№ 6, 9, 10, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, МБОУ «СОШ № 163») и проектах (Всероссийский социально-образовательный проект «Безопасная дорога» компании «Хенде» - д/с №№ 6, 9, 30; реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала - д/с №№ 10, 14, 16, 23);
- реализация муниципального проекта «Технопарк в дошкольной среде»;
- внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» (д/с №№ 6, 9, 10, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, МБОУ «СОШ № 163»);
- вхождение в новый федеральный проект «ТехноМир: развитие без границ», направленный на формирование системы работы по техническому творчеству детей дошкольного возраста (д/с №№ 6, 9, 10, 13, 14, 18, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, МБОУ «СОШ № 163»);
- апробация психолого-педагогических технологий в рамках муниципальной модели психологической службы (д/с № 17);
- реализация образовательных программ дошкольного образования с использованием сетевой формы (д/с №№ 6, 9, 14, 17, 26, 28, 29).
Педагоги зеленогорских детских садов неоднократно получали высокую оценку качества своей профессиональной деятельности. Достижениями 2021-2022 учебного года стали победы:
в IX Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России – 2022» номинация «Лучший инклюзивный детский сад» региональный этап (Кузнецова О.В., заведующий и Кутузова Ю.В., старший воспитатель д/с № 18);
в VI Всероссийском конкурсе руководителей «ФГОСобразование» (Тихонова Е.В., заведующий д/с № 26);
во Всероссийском конкурсе воспитателей им. Л.С. Выготского (Непомнящая О.В., заместитель заведующего по воспитательной и методической работе д/с № 28; Гришина Е.А., воспитатель д/с № 18);
во Всероссийском конкурсе педагогических работников, владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования, в рамках проекта «Школа Росатома» (финалисты - Пирогова Н.В., воспитатель д/с № 14; Гришина Е.А., воспитатель д/с № 18; Ищук Т.В., воспитатель д/с № 30; победители - Вишнякова Е. В., Богатырева М. Г., Бирюлева О. Н., воспитатели д/с № 32);
во Всероссийском конкурсе для специалистов дошкольных образовательных организаций, реализующих социально-образовательный проект «Безопасная дорога» (Ватолина О.Л., воспитатель д/с № 9);
во Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест – 2022» номинации для педагогов дошкольных образовательных организаций - «К.Э. Циолковский и С.П. Королев: полететь к другим планетам» и «С Фребелем в космос...» (Фазулова Ю.А., воспитатель д/с № 26, Полякова И.В., воспитатель д/с № 29);
в краевом профессиональном конкурсе «Воспитатель года Красноярского края - 2022» (Пирогова Н.В., воспитатель д/с № 14);
в IX открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkils Russia-2021, компетенция «Дошкольное воспитание» (Горлышкина Т.М., воспитатель д/с № 9);
в краевом фестивале лучших инклюзивных практик «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей и детей в условиях инклюзивного образования» (Туренко О. А., педагог-психолог д/с № 26);
в краевом конкурсе для сетевых дошкольных образовательных организаций, реализующих «ООП Вдохновение» и модель создания условий для развития у детей дошкольного возраста инициативы и самостоятельности «Мои открытия!» (Новикова Н. Л., Якоби О. А., воспитатели д/с № 18);
в городском профессиональном конкурсе «Педагог года» (Пирогова Н.В., воспитатель д/с № 14; Емельяшина М. В., воспитатель д/с № 16; Константинова И. В., Одноконная И. С., воспитатели д/с № 18);
в городском конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов (Федоренко Е.С., воспитатель д/с № 21).
В ходе ведения учреждениями инновационной деятельности происходит процесс зарождения новых образовательных практик. Выявление и распространение этих практик является еще одним направлением деятельности зеленогорской системы дошкольного образования. Площадкой, на которой педагоги могут презентовать свой опыт работы и получить экспертную оценку, по праву является городской Фестиваль инновационных педагогических практик. В рамках проведения Фестиваля в 2021-2022 учебном году приняло участие 123 педагога ДОУ, по направлению «Дошкольное образование» проведено 5 площадок, на которых представлено 42 практики из них 22 (52 %) рекомендованы в методический сборник, 6 практик (27%) в 2023 году рекомендованы к размещению в РАОП.
С 2018 года в Красноярском крае ведется активная деятельность по выявлению и тиражированию лучших образовательных практик через их экспертизу и размещение в Региональном атласе образовательных практик (далее – РАОП). По направлению «Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов» в РАОП от педагогических работников зеленогорских детских садов включено 32 образовательных практики из них 34 % (11 практик) на начальном уровне, 53 % (17 практик) на продвинутом уровне и 13 % (4 практики) на высшем уровне.
С 2019 года дошкольные образовательные организации Красноярского края принимают участие в общероссийском мониторинге качества дошкольного образования (МКДО), проводимом по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В 2019 году в апробации МКДО приняли участие три зеленогорских детских сада (д/с №№ 13, 14, 24), в 2020 году в экспериментальном режиме в выборку МКДО вошел д/с № 10. С 2021 года во всех субъектах Российской Федерации МКДО проводится в штатном режиме. Участником МКДО в 2021 году от г. Зеленогорска стал д/с № 21, а в 2022 д/с 23, оба детских сада показали стабильные результаты базового уровня, что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО. Средний балл по г. Зеленогорску за два последних года (3,08 балла) превышает краевые показатели (2,36 балла) почти на 1 балл.
По результатам региональной оценки механизмов управления качеством дошкольного образования за 2021-2022 учебный год г. Зеленогорск вошел в число муниципалитетов с высоким уровнем качества управления образовательной средой ДОО, продемонстрировав совокупный результат по показателям качества – 100 %.
Результаты федерального мониторинга оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов за 2021, 2022 г.г. также показал 100% сформированность системы в направлении «Система мониторинга качества дошкольного образования».
Для повышения эффективности государственного управления в области организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, а также создания необходимых условий для их реализации в 2022 году разработана и утверждена Концепция развития дошкольного образования в Красноярском крае на период до 2025 года. В Концепции определены ключевые приоритеты региональной политики в области образования детей дошкольного возраста, обеспечивающие право каждого ребенка от рождения до 8 лет на качественное дошкольное образование:
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
Развитие начал технического образования детей дошкольного возраста,
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования;
Совершенствование механизмов управления качеством дошкольного образования.
Для достижения поставленной цели и решения задач Концепции на основе регионального плана на уровне муниципалитета разработана дорожная карта мер и мероприятий, предполагающих выделение новых и концентрацию имеющихся ресурсов, активную включенность всех заинтересованных сторон по ее реализации.